Заоблачный саммит

Поделиться Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

БлокчейнСаммит, созванный на исходе прошлого года в Криптодолине швейцарского кантона Цуг, на взгляд посетившего сие мероприятие представителя журнала «РАДИОФРОНТ», смотрелся как богато терминологически оснащенный и по-оперному пышный стилистический аналог известного по советской истории «Съезда победителей». В такой метафоре нет ничего удивительного: ведь в ходе форума эти избранные из избранных созидатели криптовселенной всеми силами убеждали себя и ликующую публику, что их прогрессивная идеология разрушительного созидания уверенно и бесповоротно побеждает торжествующий застарелый финансово-экономический уклад развитого капитализма. Так что – уже грянула новая революция?

Коллаж «Радиофронт»

Более шестисот делегатов из десятков стран вырвались из овеянных эппловско-харлидэвидсоновской мифологией гаражей-подвалов на арену местной «Казино»-оперы, чтобы сообща поведать «фиатному» граду и «олдскульному» миру благую весть. Скоро, вострубили, шелестя виртуальными крылами, эти люди-апостолы, совсем уже скоро в бренном мире экономики не будет ничего, кроме вездесущих криптовалют (что-то подобное говорилось в незабвенном фильме «Москва слезам не верит» про радужные перспективы телевидения, помните?). И триумф криптономики, этого всемирного нежданчика в форме Deus ex machina, станет оглушительным и обжалованию не подлежащим.

Такого рода шапкозакидательские настроения получили в специфической среде фанатов криптомира начисто лишенное самоиронии наименование hype, почерпанное из непритязательного молодежного слэнга. Довольно противное слово, и не только потому, что на букву «х» (тут – 18+): оно умышленно уводит попавшего под его гипнотические чары от смысловой составляющей вовсе не к Альпийским вершинам порока жадности и технологического превосходства. Уводит, заставляя безмерно восторгаться тем, что ты поймал-таки за бороду эту странную нематериальную субстанцию – все более глобального и всемогущего криптобога!

От проникновенного наблюдателя швейцарского БлокчейнСаммита не ускользнула ожидаемая закономерность: чем младше и изможденнее круглосуточным виртуальным созиданием выглядел очередной криптоапостол, тем более уверенный и фантастический ответ он давал на провокационные вопросы сверхпрофессионального модератора саммита Дана Рамамурти. Согласно звучавшим прогнозам, традиционной финансовой системе осталось жизни от силы одну-две пятилетки, после чего она прогнозируемо уступит место под солнцем и в умах творцов бизнес-сред справедливой, прозрачной, не обремененной зажравшимися посредниками в лице госрегуляторов и банков – просто непревзойденной по всем параметрам Вселенной Блокчейна.

Причем грядет победа эта в результате некоего качественного скачка – прямо как сто лет назад диктатура пролетариата. Характерное высказывание одного из швейцарских знатоков проблемы: успех криптопроекта – «это 90% точности бизнес-модели и еще 50% успешной технической проработки». Такая вот фееричная векторная арифметика.

На сей раз среди нескольких десятков проектов, отобранных международными криптогуру для презентации на саммите, было много стартапов в области страхования. Так что неудивительно, что преобладало всякий раз поддерживаемое долго не смолкающими овациями мнение: еще немного – и взлелеянное на незыблемой основе блокчейнизма-криптовалютизма страхование потеснит привычное чуть ли не на половину рынка. (Бурные, продолжительные аплодисменты!) Идеология представленных страховых проектов в основном сводилась к тому, что распределенный реестр вроде бы дает посвященным в секту взаимных криптострахователей широкие возможности для помощи друг другу в самых разных ситуациях. Причем страховать можно все, что угодно, и в принципе на любую сумму – другое дело, что другие участники проекта, по сути со-инвесторы, могут с этой суммой не согласиться. Это, по сути, оцифровка «общества взаимного страхования» – они бытовали в России до революции, а в Великобритании существуют до сих пор.

Кроме уже упомянутого противного русскому уху восторженного слова на букву «х» (опять 18+), в речах провозвестников новой финансово-экономической формации часто звучало еще одно ключевое понятие, описываемое энергичным английским глаголом to disrupt (разрывать, разрушать). Дискуссия прямо так и строилась, возбуждая аналогии со сходками террористов-революционеров вековой давности: а вот ваш проект, коллега, – он что до основания разорвет-раз рушит? На что коллега с видом удовлетворенного делом своих рук бомбиста отвечает: ну как, банковскую систему с ее жадностью и неповоротливостью подорвем, монополию страхового бизнеса! И – вновь всплеск оваций.

Тут уместно, видимо, сравнение с аналогичными криптособраниями, в последнее время все чаще происходящими и в нашей стране, стабильно показывающей разумную осмотрительность в вопросах признания криптовалют. Нельзя не отметить: осознав стремление любителей попраздновать свое криптопревосходство над фиатными староверами, которые все еще колеблются в предпочтениях между патриотичным рублем и непредсказуемым долларом, профессиональные устроители разного пошиба конференций весьма преуспели и не скупятся на коммерческие предложения. И пусть гости такого рода собраний не претендуют на приз в 100 тысяч долларов, который был вручен лучшему (а на деле – самому симпатичному и красноречивому) автору криптостартапа, как в швейцарском Цуге. Пусть их не развлекал классный шоумен Рамамурти, сверкавший остроумием и вызывающими красными кроссовками: почувствовать свою значимость отечественные творцы криптовалют и кандидаты на Initial Coin Offering в полной мере могут и в России. Причем «хайповый» возглас «Вы все здесь – без пяти минут долларовые миллионеры!» – отнюдь не самый редкий рекламный трюк при презентациях доморощенных проектов такого рода.

Одним из ярких проектов ICO, решающий вклад в разработку
которого внесли российские специалисты, по признанию 
участников швейцарского БлокчейнСаммита, стал EiraCube. 
Его цель – создание первой в мире роботизированной 
розничной сети, основанной на применении установленных 
в крупных торговых центрах, отелях и аэропортах «кубов». 
Они будут соединять в себе функции продажи товаров, 
а также их рекламы и даже исследования покупательской аудитории, 
убежден вдохновитель и директор проекта Константин Дубинин.

Проводя аналогию с другим классическим советским фильмом – «Формула любви», рискнем сравнить чрезмерно ярых пропагандистов «бестелесной» валюты с технически насыщенными изысками Апеннинского мага Джузеппе Калиостро. Но помните – была на его фантастические фокусы наряду с искренним изумлением и иная, куда более трезвая реакция – ее выразителем стал невозмутимый губернский доктор в мастерском исполнении недавно ушедшего из жизни народного артиста СССР Леонида Броневого.

Суть мощного сценарного контрапункта, придуманного гениальным Григорием Гориным, состоит в разумной опоре на российский житейский и профессиональный опыт, в прямом и переносном смысле приземляющий хайповые фокусы. Такой подход, видимо, и должен возобладать в оценке любого «чуда» – будь то магическое поедание синьором Калиостро как бы металлической вилки или волшебное превращение замысловатого математического кода в универсальный денежный эквивалент.

Отрадно, что именно такая мудрая оценка преобладала, например, на состоявшемся в сентябре прошлого года в Ярославле всероссийском форуме «ПРОФIT» («РАДИОФРОНТ» писал о ф руме в 3-м номере за прошлый год). Не без солидной иронии выступавшие на ней титаны отечественной IT-мысли задавались, например, таким вопросом: а что стало с предыдущими приступами глобального «хайпа», охватывавшего нестойкие к восторгу народные массы по случаю изобретения, например, трехмерного телевидения, биометрии или гироскутера?

Ответ прост: всеобщий нездоровый энтузиазм вперемешку с технопопулизмом, принесший производителям соответствующих приспособлений баснословные доходы, сошел на нет, а сами приспособления и идеи нашли вполне себе нишевое применение, отвечающее реальной исключительности их свойств: утилитарных, подчеркнем, а не возведенных в абсолют поднаторевшими на хайповых промыслах маркетологами. Отсюда – здравый ответ на ленинский вопрос «Что делать?». А делать отечественным разработчикам, на наш взгляд, надлежит вот что: развивать на базе новейших технологий отечественные продукты, а в блокчейне – опираться исключительно на российскую криптографию, избегая «глобальных реестров» с невнятным внешним управлением.

Итожа объемистые тома специальных текстов и десятки бесед со специалистами в области блокчейна, рискнем разделить вывод ярославского форума «ПРОФ-IT»: явление это важное, знаковое, мобилизующее. Но о его глобальности и способности to disrupt все и вся можно будет реально судить лет через 10, когда восторженный революционный подъем уступит место эмпирической оценке новых финансово-экономических реалий. А они таковы: криптовалюту все активнее «майнят» те самые традиционные институты капитализма, освобождение от посредничества которых значится на пестрых знаменах почти всех выносимых на ICO проектов. Не бездействуют хакеры и прочие мошенники: ведь добывать золото из компьютеров и просто из ничего до недавнего времени было именно их прерогативой. Набирает обороты дискуссия о том, останутся ли в среднесрочной перспективе бесплатными криптотранзакции…

И вообще пока неясно: в какой мере большинство государств готовы делегировать полномочия своих эмиссионных центров неким безымянным силам, располагающим до сих пор внятно не дефинированным законодательством распределенным реестром!

Что станет ответом традиционных реалий нашего бытия на далеко идущие революционные планы апостолов криптономики – НЭП или реакция? Полагаем, что ответ мы уже скоро узнаем. Причем в его формулировке на государственном уровне может оказаться не только полезной, но и неизбежной оценка наших отечественных специалистов. Ведь среди нескольких десятков проектов, представленных на сопровождавшей швейцарский БлокчейнСаммит выставке, чуть ли не половина так или иначе имела российские корни! В ходе дискуссий на русском языке охотно заговаривали многие маститые представители мировой криптоэлиты, разительно отличавшиеся друг от друга цветом не только паспорта, но и кожи. Более того, ас из асов, председатель экспертного жюри цугского «Съезда победителей», присуждавшего $100 000 счастливым создателям лучшей презентации проекта ICO, был человек с очевидным именем Vasily.

…Отшумевший натужными политическими восторгами в далеком 1934 году сталинский «Съезд победителей» обернулся широкомасштабной трагедией не только для большинства его делегатов, но и для страны в целом. Времена, конечно, изменились. Но согласитесь: какими всемирно-историческими изменениями, трагедиями и минутами счастья чревата для человечества криптономика, сейчас с уверенностью не скажет никто. И поэтому актуальная задача бизнеса – в полной мере использовать новые возможности, которые пока что выглядят безграничными. А миссия государства, на наш взгляд, – умело и творчески использовать вновь открывшиеся перспективы, не упуская из вида необходимость сохранения цифрового суверенитета России, явившей миру не один великий талант и в этой судьбоносной области.

А с «хайпом» надо бы держать ухо востро. Тем более что одно из основных значений этого словца в переводе на русский – «обман, надувательство».

Швейцария, город Цуг – Россия, Москва, р-н Марьина Роща

comments powered by HyperComments
Поделиться.