Окрепший голос России услышан

Поделиться Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

20 марта 2018 г. газета «Промышленный еженедельник» опубликовала статью главного редактора журнала «РАДИОФРОНТ» Алексея Турбина, посвященную достижениям российского ВПК, отмеченным Президентом В.В.Путиным в Послании Федеральному собранию РФ.

Полуголодные, обутые большей частью в истоптанные кроссовки военнослужащие в пестрых банданах на бритых головах. Блокпост – просто вырытая вручную и огражденная растрескавшимися бетонными плитами яма с проломанным диваном на дне, на которую поставлен железный вагончик с надписью «АВТОРЕМОНТ». Целая куча бесполезных мобильных раций в углу вагончика – батареек не завезли. Солдаты, вынужденные выменивать или за свои деньги покупать у сомнительного вида молодых людей патроны «того» калибра – завезли, да не то … Эти печальные картины приходят мне, очевидцу, на память при упоминании «первой чеченской» войны.

Два десятилетия минули с тех контртеррористических операций на Северном Кавказе. И только видевший некогда плачевное состояние нашей армии способен, как мне кажется, в полной мере оценить усилия, предпринятые нашей страной для построения новых, боеспособных и экипированных по последнему слову военной науки Вооруженных Сил.

Нет сомнения в том, что Послание Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию стало историческим рубежом не только в сфере международной политики. Первый день нынешней во многих отношениях тревожной весны стал своего рода новой точкой отсчета достижений для оборонной промышленности России — и почти двух миллионов тружеников этой важнейшей отрасли.

Ведь в последние шесть лет наша оборонка методично и последовательно восстанавливалась — как мифическая птица Феникс из пепла! Зачастую приходилось не просто воссоздавать то, что существовало в былые советские годы: строились высокотехнологичные производства, внедрялись новые технологические цепочки, результаты труда наших ученых и конструкторов смело и последовательно претворялись «в металле» и прочих важных материалах.

Параллельно шло перевооружение армии и флота новыми образцами вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ). И сегодня, после поистине рубежного первого марта, можно с полной уверенность сказать: сначала события в Крыму, а потом противостояние с террористами в Сирии наглядно показали всему миру новое высокотехнологичное лицо нашей армии, которая успешно применяла на поле боя новейшие разработки отечественной оборонки. Попутно отметим, что плечом к плечу с солдатами и офицерами в Сирии несли свою службу специалисты более чем пятидесяти предприятий ОПК.

Это были годы напряженной модернизации, конструкторских разработок, смелых замыслов и выверенных решений. Благодаря успехам оборонной отрасли, неустанным усилиям Военно-промышленной комиссии ставшее крылатым Путинское выражение «Нас никто не слышал. Так вот послушайте сейчас» правильно истолковано теми, кого президент призывал насторожиться и сконцентрировать внимание. Ведь явленные им граду и миру новинки нашей оборонки оказались не просто передовыми: такого оружия нет ни у одной страны мира, хотя некоторые западные державы и тратят на свою безопасность кратно большие средства.

Да, наши оборонные бюджеты куда скромнее американских, но мы сделали выверенную ставку на «мозги», на умные ответы в противовес реально вычисленным угрозам. А это было бы немыслимо без развития собственной оборонной науки – и мы ее воссоздали! У наших ученых и разработчиков теперь адекватные зарплаты и реальные перспективы, они массово не стремятся в Силиконовую долину. На инженерные специальности в ведущих вузах страны, годами выпускавших все больше юристов да журналистов с философами  – аншлаг! Это говорит о том, что Россия — не страна прошлого, а страна будущего. Причем и в политэкономическом смысле слова: иные блистательные разработки принадлежат у нас не великим госкорпорациям, а частным оружейникам.

Научились мы делать и первоклассные снайперские винтовки, и экзоскелеты, о которых пока только грезит весь мир. Есть успешный проект «Таволга»: одноименный материал специального назначения, разработанный в Саратове, по своим способностям в несколько раз превосходит распиаренный американский «Гартекст», ее можно использоваться в космических условиях, при температурах до –200 градусов. Есть в наших лабораториях, куда обычно не водят экскурсантов, и чисто компьютерные, роботизированные чудеса. Достигнут прорыв в создании такой революционной технологии, как нейроинтерфейс – то есть техникой (и военной, и прочей) можно управлять с помощью мысли.

Если верить американскому эксперту Самуэлю Бендетту (а не верить ему я резонов не вижу), Россия понемногу уже начала обгонять США и в области создания беспилотных боевых систем и боевых роботов. Возросшие технологические возможности наших Вооружённых сил были продемонстрированы во время антитеррористической операции в Сирии. В частности, там успешно прошли испытания истребители Су-57, недавно вернувшиеся на родные аэродромы. Всего же во время сирийской кампании было «обкатано» более 200 типов вооружений и техники!

Всего же, как заверил внимательных уже своих слушателей наш Президент Владимир Путин, за последние несколько лет на вооружение было принято более 300 новых образцов военной техники, а оснащённость армии современным оружием возросла в 3,7 раза. Оснащённость армии и флота новыми видами вооружения согласно действующей госпрограмме достигнет 70% уже к 2020 году. После этого эксперты прогнозируют рост диверсификации. А это значит, что накопленные мощности и интеллектуальный потенциал ВПК можно будет использовать в мирных целях. И сейчас уже активно обсуждаются направления, по которым в рамках диверсификации будет переориентирован российский оборонно-промышленный комплекс.

Причем столь мощный рывок произошёл всего за шесть последних лет: по заверению экспертов, он стал возможен благодаря слаженной работе всех структур и ведомств оборонно-промышленного комплекса, который объединяет свыше 1350 предприятий и тысячи сотрудников. Положительную динамику в развитии оборонки эксперты связывают с личностью и работой вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего ВПК. Секрет его успеха видится в комплексном подходе к порученной работе: сразу после вступления в должность в 2011 году Рогозин взял под жесткий контроль три основных направления: выполнение гособоронзаказа, модернизацию оборонной отрасли и создание соответствующей законодательной базы. Кроме того, вице-премьер в 2012 году возглавил Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ, которая по его инициативе стала успешно решать ценовые споры между предприятиями ОПК и оборонным ведомством.

Результаты такого подхода не преминули сказаться на состоянии отрасли. Если в 2012 году гособоронзаказ выполнялся примерно на 81%, то уже к концу 2013 года – уже на 93,4%. После подведения окончательных итогов 2017 года результат ожидается не ниже 97,5%.

Кроме того, благодаря настойчивости Д.Рогозина была изменена система контрактации, которая исключала фиксированное ценообразование. Принятый № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», по сути ввёл госрегулирование цен на продукцию. Закон устанавливал жёсткую дисциплину и ответственность за исполнение контрактов вплоть до уголовной. В 2015 году сфера гособоронзаказа дополнилась банковским сопровождением госконтрактов, а в 2017-м – казначейским сопровождением.

В исторически короткий срок в оборонной сфере удалось повысить эффективность государственной политики. Так что к введению санкций против России в 2014 году отрасль оказалась готова. В рамках принятой программы импортозамещения был утверждён план-график и разработаны надлежащие «дорожные карты». Это позволило заместить, в частности, украинскую продукцию более чем в 100 образцах вооружений и военной техники. Более того, предприятия смогли продолжить выпуск высокотехнологичной продукции, отвечая на вызовы времени.

В этой связи не откажу себе в удовольствии повторить названия боевой техники, которые теперь на слуху во всем мире.  В активной фазе испытаний, проводимых совместно Министерством обороны и предприятиями ракетно-космической отрасли, находится комплекс «Сармат». Авиационная гиперзвуковая система «Кинжал», не имеющая аналогов в мире, уже доказала свои возможности в действии, и с конца прошлого года она уже заступила на опытно-боевое дежурство на аэродромах Южного военного округа. Производство ещё одного нового вида стратегического оружия, системы «Авангард», уже поставлено на поток. Уникальность «Авангарда» в том, что система способна совершать полёты в плотных слоях атмосферы на межконтинентальную дальность с гиперзвуковой скоростью.

Неспроста – ой неспроста влиятельный американский исследовательский центр «Корпорация РЭНД» за последние четыре месяца выпустила аж два доклада об уровне развития российского военного потенциала. Сквозь различимый скрежет зубов именитые заокеанские эксперты признают, что ныне «российская армия отличается высокой степенью координации всех родов войск» и «располагает высокоточными видами вооружений, имеющих большой радиус действия. Эти ударные средства могут использоваться против объектов оперативного или стратегического звена на большой глубине обороны противника». А еще корпорация отмечает, что на фоне качественно лучшего технического и логистического оснащения наши Вооруженные Силы «усиливали межвидовую группировку войск, предназначенную для ведения классической манёвренной войны, что даёт Москве преимущество в ведении механизированной войны вблизи своих границ… Возросло качество личного состава российских Вооружённых сил, растёт число контрактников, приобретается реальный боевой опыт, а по средствам контроля воздушного пространства, дальнобойной артиллерии и средствам радиоэлектронной борьбы Россия превосходит противостоящие им в Прибалтике и Восточной Европе контингентам НАТО».

Своим аналитикам, исполняя призыв В.В.Путина «слушать сейчас», внемлют и обычно самонадеянные американские политики. «Стратегический диалог между США и Россией стал актуальнее после публичного выступления президента (Путина) первого марта, когда он упомянул о ряде новых видах ядерного вооружения, которые Российская Федерация, как сообщается, разрабатывает, включая крылатую ракету и ядерный подводный беспилотник». Это цитата из письма, которое руководству страны направили сенаторы-демократы Дайан Файнстин, Джефф Меркли, Эдвард Марки, а также независимый сенатор Берни Сандерс. Касаясь наших военных новинок, именитые представители американского политического класса отмечают, что «представленные президентом России новые виды вооружения, в частности, крылатая ракета и ядерный подводный беспилотник, под действие договора СНВ-3 не попадают, поэтому Соединенным Штатам нужно начать переговоры с РФ для обновления этого соглашения».

Вторит им и глава Госдепартамента Рекс Тиллерсон, поспешивший заявить, что «изоляция России не выгодна никому». Впрочем, такое откровение на гране момента истины он позволил себе уже после того, как из Твиттера (!) узнал о своем грядущем увольнении.

Автор этих строк имеет честь знать Тиллерсона с 2001 года, когда тот еще был главой нефтегазового гиганта ЭксонМобил. Это мудрый специалист, блистательный переговорщик, глубокий стратег. В этой связи очевидно, что достигнутые нашим ВПК успехи и правда создали в мире качественно новую ситуацию, когда не говорить с Россией (а именно это был вынужден НЕ делать  Тиллерсон весь прошедший год) — уже непозволительно.

А это значит, что поставленная нашим переизбранным на новый шестилетний срок Президентом В.Путиным перед вице-премьером Д.Рогозиным и руководством Минобороны задача решена: разрозненные и находившиеся на грани выживания российские военные заводы, унаследованные от советского времени, превратились в единый работающий механизм современного высокотехнологичного оборонно-промышленного комплекса.

В Евангелии от Матфея цитируются его слова, сказанные в проповеди на Елеонской горе: «Кто имеет уши слышать, да слышит!». В этой связи возникает стойкая уверенность, что призыв нашего Президента к тем, кто не был склонен к диалогу с Россией, провозглашенный в первый день весны, — услышан!

Алексей Турбин, главный редактор журнала «РАДИОФРОНТ»

comments powered by HyperComments
Поделиться.