Невидимые лучи в военном деле

Поделиться Google+ Pinterest LinkedIn Tumblr +

Работа английского изобретателя Бэрда по конструированию приборов для дальновидения навели его на мысль использовать для освещения передаваемого изображения «черный свет» или точнее – невидимые инфракрасные лучи. К необходимости применения невидимых лучей Бэрд пришел потому, что в его первых опытах приходилось применять очень яркое освещение передаваемого изображения, что являлось большим, практическим неудобством. Применение для этой цели ультрафиолетовых лучей оказалось очень неудобным и вредным для глаза, тогда как испытание инфракрасных лучей показало возможность обойтись и без видимых лучей. При этом удалось достигнуть даже видения в абсолютной темноте (так наз. «ноктовизор»).

Последнее является, пожалуй, самым замечательным результатом из всех работ, возникших в связи с телевизией и производит самое сильное впечатление на присутствующих при демонстрации, 30 декабря 1926 г. перед членами английского королевского общества был продемонстрирован опыт, при котором человек, изображение которого должно быть передано, ушел в абсолютно темное помещение, где находился передатчик, «где этот человек буквально не мог различить своей руки, но другие лица у приемного прибора видели, как он поднимает руку к лицу в тщетном усилии разглядеть ее.

В связи с этим изобретением в иностранных журналах высказывается целый ряд предположений о возможности его использования в военном деле. Указывается, что оно может даже дать возможность следить за движением противника в то время, когда последний считает себя скрытым от наблюдения ночным мраком.

Тот факт, что инфракрасные лучи проникают через туман, открывает большие возможности для их применения как в морской войне, так и в гражданском мореплавании. Чем длиннее световая волна, тем она лучше проникает сквозь туман. Таким образом, проникновение красного света в 16 раз больше проникновения синего, а проникновение инфракрасного цвета в 16­20 раз больше проникновения красного.

Изучение свойств инфракрасных лучей натолкнуло на целый ряд идей и возможностей, над осуществлением которых в настоящее время работают крупнейшие военно­изыскательные лаборатории. Основными проблемами, разрешение которых стоит в порядке дня, являются:
1. Разработка полевых установок для использования невидимых лучей службой связи.
2. Разработка системы сигнализации между судами при помощи невидимых лучей.
3. Разработка маяка, работающего невидимыми лучами, и способов его обнаружения с морских и воздушных судов.

По всем перечисленным основным вопросам к настоящему времени уже имеются основательные труды, которые, хотя и не дают полного разрешения, но с достаточной отчетливостью выявляют открывающиеся возможности.

Использование невидимых лучей для службы связи

Изучение возможности использования невидимых лучей для службы связи, начатое еще до войны 1914­1918 гг., дает уже некоторые успешные результаты в годы, непосредственно предшествовавшие этой войне.

Первые приборы, работающие инфракрасными лучами и предназначенные для полевого использования, были сконструированы во Франции изобретателями Стивенс­Ларигальди и Шарбонне. Испытание этих приборов в полевой обстановке, произведенное во время войны, дало успешные результаты.

Ясно выявившаяся во время войны необходимость обладания средствами беспроволочной связи, гарантирующими секретность передачи, заставила усилить изучение способов использования невидимых лучей, приведшее к значительным результатам во Франции, САСШ, Германии и Италии.

Производимые работы направлены по двум путям: одновременно ведется разработка приборов, работающих или инфракрасными или ультрафиолетовыми лучами. Каждый из этих двух видов лучей имеет свои преимущества и недостатки, но в настоящее время проявляется стремление к созданию одной установки, которая в зависимости от атмосферных условий могла бы работать или инфракрасными, или видимыми световыми или ультрафиолетовыми лучами. Из систем, работающих инфракрасными лучами, существенный интерес представляют французские приборы системы Шарбонно, применявшиеся во время войны 1914­1918 гг. и значительно усовершенствованные в последние годы.

О своих аппаратах Шарбонно сообщает, что при использовании передатчика и приемника с зеркалами диам. в 30 см получается при нормальных атмосферных условиях дальность действия порядка 2 км. При зеркалах в 60 см дальность достигает 10 км и при больших зеркалах она соответствующим образом увеличивается.

Система телеграфирования при помощи инфракрасных лучей значительно усовершенствована позднейшими работами, произведенными итальянскими специалистами.

Положительными свойствами указанных приборов в их военном применении являются: 1) обеспечение секретности сообщений; 2) значительная быстрота передачи, равная быстроте радиотелеграфа, т. е. она значительно превышает быстроту передачи обычных светосигнальных приборов, давая в то же время значительную дальность действия также и при туманной атмосфере. Таким образом приведенные сведения с достаточной ясностью показывают, что использование инфракрасных лучей для целей секретной связи может и, надо полагать, найдет военное применение в западно­европейских армиях. Но, наряду с изучением инфракрасных лучей, как уже выше указывалось, ведутся работы в области использования для этой же цели ультрафиолетовых лучей. В этом отношении существенный интерес имеют работы итальянского профессора Майорана, результаты которых использованы итальянским военным ведомством для конструирования приборов полевого типа.

Особенностью приборов системы Майорана является то, что они, в отличие от прибора Шарбонно, приспособлены не для телеграфной, а для телефонной передачи.

Относительно дальности действия приборов системы Майорана иностранные источники указывают, что ночью в прозрачном воздухе она весьма значительна. Днем дальность действия несколько меньше вследствие наличия в атмосфере большого числа ультрафиолетовых излучений, воздействующих на фотоэлемент и уменьшающих его чувствительность. Тем не менее, также и при полном летнем свете дальность действия достаточна для практического использования в военных целях. Однако, при туманной атмосфере дальность действия приборов значительно сокращается, приблизительно следуя закону изменения прямой видимости, при густом тумане прием невозможен даже и на коротких дистанциях. Но всегда, когда сила приема достаточна, воспроизведение звука чрезвычайно отчетливо и по ясности превышает обычный телефон.

Если вместо микрофона передатчика включить зуммер с ключом, можно производить телеграфную передачу сигналами азбуки Морзе, причем в этом случае сила приема на приемной станции значительно увеличивается, и дальность действия установки по сравнению c дальностью действия при телефонной передаче возрастает не менее, чем на четверть покрываемого расстояния. Эта возможность имеет существенное значение как потому, что в случае сильных мешаний или ослабления слышимости голоса можно, таким образом, облегчить поддержание сношений переходом на телеграфную передачу, так и потому, что, используя телеграфную передачу, можно сравнить использование ультрафиолетовых лучей с инфракрасными, дающими пока возможность только телеграфной передачи. Подобное сравнение, несмотря на то, что в разных странах уже произведено значительное число соответствующих испытаний, еще не может считаться окончательным, так как требует проверки, производимой в различных условиях атмосферы, света и времени года, оказывающих влияние на распространение лучей. Кроме того, должно быть произведено тщательное сравнительное испытание рассматриваемых систем c точки зрения удобства их для военного использования, в частности их дальностей действия и продолжительности непрерывной работы, потребления энергии и автономности работы приборов, в смысле источников энергии, что имеет существеннейшее значение с точки зрения снабжения.

В последнем отношении по­видимому приборы, работающие инфракрасными лучами, обладают преимуществом. Кроме того, в условиях туманной и облачной погоды, когда использование ультрафиолетовых лучей становится почти или совершенно невозможным, дальность действия приборов, работающих инфракрасными лучами, сокращается, примерно, на одну треть или несколько больше. Также и с точки зрения обеспечения секретности передачи преимущество, по­видимому, остается за инфракрасными лучами, дающими меньшее боковое рассеивание, что уменьшает угол, в котором возможен прием сигналов, затрудняя в то же время возможность обнаружения работающей станции, в то время как станции, работающие ультрафиолетовыми лучами, могут быть обнаружены фотографическим объективом даже и в тех условиях, когда они совершенно невидимы глазом.

Наряду с указанными преимуществами применение инфракрасных лучей обладает и большим недостатком – возможностью использования их только для телеграфной передачи, которая, с одной стороны, является более медленной, а с другой стороны, лишает возможности командные инстанции вести непосредственные переговоры. Именно последнее условие заставило обратить особое внимание на разработку передачи ультрафиолетовыми лучами, направив в то же время дальнейшие разработки по достижению возможности телефонной передачи также и при помощи инфракрасных лучей.

Работы итальянских профессоров Майорана, Ролла и Манда представляют собой значительное приближение к разрешению задачи телефонирования инфракрасными лучами: на очереди стоит сконструирование прибора, световой источник которого, богатый как инфракрасными, так и ультрафиолетовыми лучами, мог бы быть использован для работы и теми и другими лучами в зависимости от атмосферных условий, так чтобы телефонная связь могла поддерживаться во всех условиях. Наконец, учитывается также возможность использования в качестве источника невидимых лучей солнца, наподобие его использования в гелиографах, что может уменьшить количество необходимой для питания приборов энергии.
Аппараты, действующие невидимыми лучами, обладают как преимуществами, так и существенными недостатками, не дающими возможности пока утверждать неоспоримую их ценность в качестве средства связи. Тем не менее эти приборы могут найти применение в войсковых частях как дополнение существующих средств связи. Сигнализация невидимыми лучами может применяться для связи в пограничной полосе и особенно в горных районах. Именно в горных условиях их применение может быть весьма полезным, и этим объясняется тот факт, что изучение этих приборов особенно интенсивно производится в государствах, обладающих горной пограничной полосой.

Использование инфракрасных лучей в целях блокировки

Кроме вышеуказанных видов использования инфракрасных лучей, уже начиная со времен войны 1914­1918 гг. в ряде государств производится изучение возможности использования инфракрасных лучей для устройства невидимого заграждения, прохождение через которое сопровождается автоматическим сигналом в соответствующем сторожевом пункте. В 1918 г. французским флотом с хорошим результатом эта система была испытана для сигнализации о минах и легких морских судах, проникавших через входы в порты или морские заграждения. Были также проекты снабжения морских судов фонарями для инфракрасных лучей, предназначенными для обнаружения невидимых препятствий.

В последнее время работы по конструированию приборов, предназначенных для устройства невидимого заграждения, продолжаются во многих государствах. В практическом осуществлении имеются две формы использования этих приборов:

1) Излучаемый передатчиком инфракрасный пучок направляется на приемник, основной частью которого является фотоэлемент, причем каждое препятствие на пути этого пучка, представляющего собою своего рода линию заграждения, вызывает появление сигнала, указывающего на прохождение какого­либо предмета через границу, образованную пучком.

2) Система, предназначаемая для обслуживания морского и воздушного плавания, когда приемное устройство не находится непрерывно под действием инфракрасных лучей. В этом случае на судне устанавливается приемник, сигнализирующий при прохождении судна через инфракрасный луч маяка.
Первая форма использования инфракрасных лучей в целях блокировки открывает возможность их использования в охранении границ в всевозможных пунктов.

Использование лучей для воздействия на расстоянии

Уже за несколько лет до войны 1914­1918 гг. на страницах газет и журналов всех стран время от времени начинают появляться сообщения о сенсационных открытиях и изобретениях в области «новых лучей». Особенно часто подобные сообщения появляются, начиная, примерно, с 1921 года. Эти сообщения неоднократно подтверждались сведениями о лабораторных испытаниях и официальных опытах тех или иных изобретателей. Содержанием большинства подобных сенсаций являлось открытие «лучей смерти», наносящих смерть и разрушение.

Судя по газетным сообщениям и журнальным заметкам и статьям, некоторых успехов в этом отношении достиг английский изобретатель Гриндель Матьюс, который 7 апреля 1924 года в своей лаборатории, пользуясь открытыми им лучами, остановил мотор мотоцикла, воспламенил на расстоянии щепотку пороха и убил мышь. По сообщениям английской газеты «Дейли Кроникль» он доказал возможность работать с этими лучами на расстоянии в 25 метров. Газета «Дейли Ньюс» писала по этому поводу, что ближайшей задачей изобретателя будет добиться возможности действовать своими лучами на расстояние в 1 км. В газете «Стар» была напечатана беседа с одним из сотрудников Гриндель Матьюса. «Мы полагаем, – сказал этот сотрудник, – что мы могли бы взорвать на значительном расстоянии склад взрывчатых веществ, а также убивать людей. Однажды один из ассистентов лаборатории попал в сферу действия лучей, и, хотя мы тогда развивали только одну пятисотую долю той энергии, которую мы можем развить теперь, он немедленно упал навзничь и оставался без сознания целые сутки. Развиваемая нами энергия может регулироваться так, чтобы совсем убивать человека или выводить его на некоторое время из строя. Дирижабль не мог бы и пяти минут оставаться в сфере действия наши лучей, моторы немедленно остановятся, а оболочка сгорит. Весь изобретенный аппарат может быть установлен на одном грузовике. Целью ближайших опытов явится возможность производства взрывов снарядов еще во время их полета. Сделанное открытие может быть использовано и в мирной жизни: в течение 10 минут небо может быть очищено от самых густых туч саранчи. Открытые лучи посылаются на высоту до 8 километров, причем во всем этом районе может быть уничтожено все живое».

Оставляя на совести как давшего подобное интервью, так и напечатавшей его газеты истинность приведенных сведений, следует признать, что, хотя данных, подтверждающих полностью достижение возможности столь сильных воздействий на расстоянии у нас не имеется, тем не менее имеются сведения о том, что работы в этом направлении ведутся в целом ряде государств и что некоторые результаты, представляющие собой отдаленное приближение к осуществлению настоящих «лучей смерти», действительно получены.

Основными задачами, разрешение которых ставится целью подобных работ, являются:
1) воздействие на мотор самолета или автомобиля с целью нарушения его работы;
2) воздействие на работу электрических машин и приборов с целью их повреждения и нарушения работы;
3) производство взрывов на расстоянии;
4) нанесение ранений или смерти на расстоянии.

Подобное распределение задач не указывает на то, что для разрешения каждой из них предназначаются отдельные приборы; наоборот, проявляется стремление добиться их разрешения при помощи одной и той же установки.

Относительно технических принципов, которые положены в основу производимых работ, в печати точных сведений не имеется. Относительно опытов Гринделъ Матьюса известно только, что изобретатель применил пучок ультрафиолетовых лучей, ионизирующих слой воздуха, находящийся между излучающим прожектором и точкой, на которую направлен луч. Таким образом получается более или менее надежный проводник, вдоль которого направляется мощная электромагнитная волна, могущая оказать то или иное воздействие на объект, на который она направлена.

Приведенные данные говорят об уже законченных конструкциях установок для воздействия на расстоянии. Они лишь указывают на то, что в разных странах над разрешением этой задачи работают весьма серьезные научные силы. Задача не считается неразрешимой, и надо полагать, что в том или ином виде с большим или меньшим приближением к действительному осуществлению «лучей смерти» она будет разрешена.

Мы можем судить теперь, как широко ведется использование последних достижений техники в военных целях и какие широкие возможности открываются перед военной техникой будущего.

Ближе всего по достигнутым результатам к практическому использованию стоит применение инфракрасных и ультрафиолетовых лучей в качестве средства связи. В условиях военных действий на западно­европейском театре войны вполне реальна также возможность использования управления на расстоянии механизмами в различных его проявлениях. Точно так же возможно и применение передачи изображений, текста, фотографий, схем и т. п. В более отдаленном будущем может быть будет также предусмотрена возможность использования инфракрасных лучей в целях ночного видения и блокировки местности и телевизии, и, наконец, ничего определенного пока еще нельзя сказать относительно «реальности» применения «лучей смерти».

comments powered by HyperComments
Поделиться.