Пять базовых направлений развития цифровой экономики России

0
Показаны 1 из 1

ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА!
ПЯТЬ БАЗОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В конце июля этого года в жизни российской радиоэлектроники, да и экономики в целом, случилось этапное и вполне историческое событие: глава Правительства Дмитрий Медведев распоряжением № 1632­р утвердил программу «Цифровая экономика Российской Федерации». В сочетании с подписанной Владимиром Путиным весной этого года Стратегией развития информационного общества в РФ (о самой Стратегии и ее значимости журнал «Радиофронт» рассказывал в своем прошлом номере) новая программа задает конкретный вектор развития в сторону инновационной экономики. Это та самая фундаментальная база или фундамент, на котором предстоит строить здание процветающей российской индустрии, в том числе в ее ключевом звене – в радиоэлектронике.

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» подготовлена Минкомсвязью РФ во исполнение перечня поручений Президента России. Утвержденная программа определяет цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по созданию необходимых условий для развития в России цифровой экономики – экономики, в которой данные в цифровом виде являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности. Именно так определена главная задача утвержденной Программы в документе, размещенном на сайте Правительства РФ.

Ранее проект программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обсуждался на июльском заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. По результатам обсуждения Президент РФ Владимир Путин поручил до 31 октября 2017 года определить и утвердить механизмы, источники и объемы финансирования планов мероприятий программы «Цифровая экономика».

Ранее предполагалось, что финансирование программы будет осуществляться из Фонда универсальных услуг связи (в нем сегодня сосредоточено около 16 миллиардов рублей), платы за частоты (около 18 миллиардов рублей ежегодно) и, возможно, за счет расходов федеральных органов власти на информатизацию (данные о величине этих расходов президент назвал на заседании совета – 200 миллиардов рублей в 2017 году). Не исключено также привлечение денег из иных источников. Пока же окончательно вопросы финансирования новой программы не решены. Но решены будут, сомнений в этом нет.

Немного подробнее – о сути и составляющих программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Она рассчитана до 2024 года. Документ со ссылкой на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, которая способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы».

«В дальнейшем программу планируется дополнить отраслевыми проектами», – заявил Дмитрий Медведев. Такие проекты в соответствии с программой предусмотрены, в частности, в области здравоохранения и создания «умных городов».

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:

  • нормативное регулирование;
  • кадры и образование;
  • формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
  • информационная инфраструктура;
  • информационная безопасность.

Пометим для себя, что за каждой из этих позиций стоит широкое поле возможностей для предприятий
радиоэлектроники – как для создателей собственно аппаратуры, так и для разработчиков соответствующего программного обеспечения. В общем, рыночные перспективы просто огромные. К тому же этап создания может быть оплачен из госбюджета, что всегда приятно.

Немного подробнее о каждом из пяти ключевых направлений.
Целью направления, касающегося нормативного регулирования, является формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики).

По этому направлению предполагается:

  • создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
  • снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики;
  • формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики;
  • принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных;
  • формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизация подходов к нормативному правовому регулированию, способствующих развитию цифровой экономики на пространстве Евразийского экономического союза;
  • создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются: создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики, совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами, переформатирование рынка труда, который должен опираться на требования цифровой экономики. Предусмотрено также создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Основной целью направления, касающегося формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, является создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне, и национальную безопасность.
По этому направлению предполагается формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики, а также технологических заделов в области цифровой экономики.

Основными целями направления, касающегося информационной инфраструктуры, являются:

  • развитие сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями;
  • развитие системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных на условиях и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных;
  • внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан;
  • создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Целью направления, касающегося информационной безопасности, является достижение состояния защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях цифровой экономики, что предполагает:

  • обеспечение единства, устойчивости и безопасности информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации на всех уровнях информационного пространства;
  • обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
  • обеспечение организационной и правовой защиты личности, бизнеса и государственных интересов при взаимодействии в условиях цифровой экономики;
  • создание условий для лидирующих позиций России в области экспорта услуг и технологий информационной безопасности, а также учет национальных интересов в международных документах по вопросам информационной безопасности.

В программе также перечислены так называемые сквозные (универсальные, предназначенные для использования во всех отраслях. – Прим. ред.) технологии, на которых будет базироваться цифровая экономика. Это тема особого интереса и, соответственно, особые дополнительные возможности для предприятий отрасли. В число так называемых сквозных технологий, как правило, включают «большие данные», «нейротехнологии», искусственный интеллект, «системы распределенного реестра» (он же «блокчейн»), «квантовые технологии», «новые производственные технологии», «промышленный Интернет», «компоненты робототехники и сенсорика», «технологии беспроводной связи», «технологии виртуальной и дополненной реальностей» и другие. По терминологии программы перечень сквозных технологий может корректироваться.

Кстати, сама программа определяет возможности ее корректировок по ходу исполнения. Так и сказано: «Государственное управление исполнением программы (включая контрольно-надзорную деятельность) предполагает дополнение программы соответствующими разделами, а также составление «дорожных карт». Дорожная карта – очень важный элемент программы!

Для управления развитием цифровой экономики формируется «дорожная карта», которая по основным направлениям включает описание целей, ключевых вех и задач программы, а также сроков их достижения. На базе «дорожной карты» будет разработан план мероприятий, содержащий описание мероприятий, необходимых для достижения конкретных результатов, с указанием ответственных за их выполнение, источников и объемов финансирования. План мероприятий будет утверждаться на три года и обновляться ежегодно.

Разработка и реализация мероприятий программы базируется на основополагающих принципах информационной безопасности:

  • использование российских технологий обеспечения целостности, конфиденциальности, аутентификации и доступности передаваемой информации и процессов ее обработки;
  • преимущественное использование отечественного программного обеспечения и оборудования;
  • применение технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов.

Оцениваться реализация программы будет по четким, цифровым же критериям. В программе определены показатели ее осуществления к 2024 году. Например, в отношении экосистемы цифровой экономики намечено следующее:

  • успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
  • успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»);
  • успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг. В отношении кадров и образования:
  • количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тысяч человек в год;
  • количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тысяч человек в год;
  • доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40%.

В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:

  • – количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн рублей) – 30 единиц;
  • количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 миллиона долларов) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.

В отношении информационной инфраструктуры предполагается, что доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к Интернету (100 Мбит/с), в общем числе домашних хозяйств достигнет 97%. Во всех крупных городах-миллионниках будет обеспечено устойчивое покрытие 5G и выше.

Что касается информационной безопасности, то доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов, составит 75%, а доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемая через иностранные серверы, – не более 5%.

Журнал «Радиофронт» будет подробно рассказывать о ходе выполнения программы «Цифровая экономика Российской Федерации», о позиции основных участников этого рынка в отношении конкретных составляющих новой программы, ее целей, механизмов и тактики их применения.

Виктория Малкина

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определяет пять базовых направлений развития цифровой экономики в России на период до 2024 года:
– нормативное регулирование;
– кадры и образование;
– формирование исследовательских компетенций и технических заделов;
– информационная инфраструктура;
– информационная безопасность.

В программе «Цифровая экономика России» я вижу в первую очередь реалистичный план воплощения в жизнь Стратегии развития информационного общества на 2017­2030 годы, подписанной в мае с.г. Президентом В.В. Путиным. Взятый нашей страной курс на построение цифровой экономики – это веление времени, созвучное триумфальному шествию шестого технологического уклада, основанного на нанотехнологиях и призванного утвердить во всех отраслях хозяйствования приоритеты экономики знаний.
Отрадно, что план не только предусматривает набор надежных ориентиров для технологического развития, но и создает рамки для этих поистине революционных преобразований – от нормативного регулирования до такого важного аспекта, как подготовка кадров. Группа компаний «СЕРТАЛ» готова активно включиться в выполнение столь важного государственного начинания. Собственно, можно сказать, что она уже на протяжении ряда лет плодотворно работает в системе приоритетов цифровой экономики: в активе наших подразделений целый ряд концептуальных и практических разработок, связанных и с фундаментальными исследованиями, и с поставкой программно­аппаратных комплексов различного предназначения, и с подготовкой высококвалифицированных кадров.
Особую важность в свете утвержденной программы «Цифровая экономика России» мы видим во внедрении сквозных технологий, которые призваны стать, с одной стороны, базой экономики знаний, а с другой – методологической основой для будущих инноваций качественно нового уровня. Так что созданные нашими учеными системы онлайн­контроля состояния каналов связи, дешевые и надежные волоконно­оптические приборы распределенного мониторинга и метрологические комплексы, вполне конкурентоспособные на мировых рынках, – это только начало!
Евгений ГРИНИНтехнический директор Группы компаний «СЕРТАЛ»

comments powered by HyperComments
Показаны 1 из 1
Поделиться.