РОССИЯ СТРОИТ НОВОЕ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Май этого года станет серьезной вехой в становлении современной России. Владимир Путин, утвердив новую Стратегию развития информационного общества в РФ (на период 2017–2030 годов), определил магистральные направления движения страны по целому ряду ключевых направлений. Не только собственно информационного развития, но и его технологической базы. Отныне для информатизации страны определены конкретные принципы, темпы и магистральные направления.
Напомним, что предыдущая Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации была утверждена больше 9 лет назад, теперь она выглядит весьма устаревшей, а посему с принятием новой Стратегии автоматически утрачивает силу. Новая Стратегия акцентирует свои цели на вопросах развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.
Новая доктрина информационного общества в РФ утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Среди ключевых целей ее принятия первой названо обеспечение условий для формирования в Российской Федерации так называемого общества знаний – то есть такого общества, в котором преоб-ладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов РФ.
Правительству Российской Федерации поручено тем же Указом президента уже до 1 октября этого года утвердить перечень показателей реализации принятой новой Стратегии развития информационного общества и план ее реализации. Кроме того, перед Правительством Российской Федерации поставлена задача в шестимесячный срок внести в документы стратегического планирования развития страны (в том числе в программы различных министерств и ведомств) изменения, которые влечет за собой принятие Стратегии – а их немало. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в мягкой формулировке рекомендовано внести изменения в свои планы и программы.
Предыдущая Стратегия своей первостепенной целью ставила повышение качества жизни (в частности, образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения) на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Задачи эти не устарели, нашли они отражение и в новой Стратегии – для их выполнения предлагается создать новую технологическую основу в экономике и социальной сфере. Такие приоритеты, как обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, перекочевали из старой Стратегии в новую практически без изменений. Стратегия-2008 предполагала обеспечение стопроцентного уровня доступности для граждан базовых телекоммуникационных услуг и технологий на всей территории страны, в новой Стратегии эта цель дополняется задачами по интенсификации использования самих технологий.
Итак, что же в новой Стратегии особо важного и ценного?
Таких пунктов там немало. Например, согласно новой Стратегии, необходимо строго следить, чтобы при электронном взаимодействии федеральных органов власти применялись исключительно российские средства шифрования. Также Стратегия требует полностью заменить российскими разработками и российской продукцией импортное оборудование, импортное программное обеспечение и иностранную электронную компонентную базу. То есть документ открывает многополосную «зеленую улицу», в том числе для производителей российской радиоэлектроники, российской техники связи и всего остального, что связано с информационными и коммуникационными процессами.
Кроме того, Стратегия требует обеспечения на базе российских решений комплексной защиты информационной инфраструктуры РФ, в том числе с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы.
В новой Стратегии подчеркивается, что для нынешнего этапа жизни страны характерно развитие цифровой экономики, ключевыми факторами производства в которой являются данные, представленные в цифровом виде. Технологии обработки таких данных становятся главными способами повышения эффективности современной экономики.
Принятая Стратегия предлагает приоритетный сценарий развития информационного общества в России, который заключается в создании государством благоприятных условий для развития отечественных разработок в сфере IT. Российские компании должны создавать прорывные технологии, а государство – обеспечивать и защищать их интересы. В свою очередь
граждане должны быть осведомлены о преимуществах использования новых сервисов и товаров и иметь к ним недискриминационный доступ (то есть независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги).
Стратегия определяет и конкретные цели, например – формирование национальной электронной библиотеки и иных государственных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов РФ, а также создание условий для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов. Все это создает широкое поле для российских разработчиков и производителей соответствующих решений и оборудования.
В Стратегии много внимания уделяется национальному софту и оборудованию к нему. Речь идет о необходимости создания российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, а также национального телекоммуникационного оборудования и пользовательских устройств. Задача – полное обеспечение российскими разработками потребностей граждан, субъектов предпринимательства, госорганов в решении любых информационных задач, в том числе на основе обработки больших объемов данных и применения облачных технологий.
Отдельное внимание в документе уделено «критической информационной инфраструктуре» России. К таковой, в первую очередь, относятся информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами в сфере госструктур, обороны, здравоохранения, транспорта, связи, финансов, энергетики и в различных отраслях промышленности.
Важные принципы для работы компаний, чей бизнес связан с реализацией Стратегии. Например, иностранные фирмы, оказывающие услуги на территории России, в соответствии с новой Стратегией должны создавать свои российские представительства в партнерстве с крупными отечественными организациями на паритетных условиях. При этом какое-либо сотрудничество в электронной сфере с иностранными компаниями предполагает хранение информации обо всех операциях и обработку данных исключительно на серверах, расположенных в России. Расчеты между сторонами должны осуществляться только через российскую платежную систему. Отметим, что ничего подобного в предыдущей Стратегии прописано не было. Как не было и обозначено строгого приоритета по замещению импортного оборудования, программного обеспечения и электронной компонентной базы на российские. Прошлая Стратегия призывала только стимулировать создание новых компаний, занятых производством высокотехнологичного оборудования.
Еще одно новое положение связано с намерением государства развивать механизмы блокировки и удаления запрещенной и вредоносной информации, а также интернет-ресурсов, нарушающих российское законодательство. Отдельным пунктом прописано «осуществление противодействия использованию интернета в военных целях», чего также не было в предыдущей Стратегии. Кроме того, в новом документе определяется вектор на правовое регулирование деятельности соцсетей, мессенджеров, интернет-телевидения и СМИ.
Работа над текстом новой Стратегии велась на протяжении примерно полутора лет, в ее подготовке активно участвовала рабочая группа помощника президента РФ Игоря Щеголева «Интернет + экономика». В документ вошли предложения, которые обсуждались на самом высоком уровне, в том числе на встречах президента РФ Владимира Путина с представителями IT-индустрии, а также положения посланий главы государства Федеральному собранию и Доктрины информационной безопасности России.
Дмитрий Кожевников
Врез
Из Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы
Пункт 36. Основными направлениями развития российских информационных и коммуникационных технологий, перечень которых может быть изменен по мере появления новых технологий, являются:
а) конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения;
б) обработка больших объемов данных;
в) искусственный интеллект;
г) доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в том числе в кредитнофинансовой сфере;
д) облачные и туманные вычисления;
е) интернет вещей и индустриальный интернет;
ж) робототехника и биотехнологии;
з) радиотехника и электронная компонентная база;
и) информационная безопасность.
Пункт 37. Ключевыми направлениями повышения конкурентоспособности российских информационных и коммуникационных технологий являются:
а) развитие науки, техники, технологий;
б) подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий;
в) внедрение отечественных информационных технологий, формирование представления о внедрении инноваций как о приоритетном пути технологического развития;
г) стимулирование создания российских организаций, осуществляющих деятельность, направленную на развитие всего спектра сервисов цифровой экономики, и способных лидировать на внутреннем и внешнем рынках (экосистемы цифровой экономики);
д) обеспечение трансфера иностранных технологий и применение лучшего зарубежного опыта в сфере информационных технологий;
е) сотрудничество российских и иностранных организаций в сфере информационных и коммуникационных технологий на паритетных началах.
Пункт 38. При создании российских информационных и коммуникационных технологий необходимо:
а) обеспечить актуальность научноисследовательских приоритетов и последовательное развитие прикладных решений на основании передовых фундаментальных научных исследований;
б) расширять возможности многостороннего и двустороннего научнотехнического сотрудничества в сфере информационных и коммуникационных технологий, укреплять исследовательский потенциал и информационный обмен между государствами;
в) проводить на региональном и международном уровнях мероприятия, направленные на продвижение российских товаров и услуг, в интересах российских организаций, развивающих и внедряющих отечественные информационные и коммуникационные технологии;
г) осуществлять стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере информационных и коммуникационных технологий, выполняемых научноисследовательскими организациями, а также разработку инновационного высокотехнологичного оборудования в указанной сфере;
д) оказывать государственную поддержку в части, касающейся защиты интеллектуальной собственности российских правообладателей и совместного использования знаний, в том числе за рубежом;
е) разрабатывать и продвигать российские подходы и стандарты, позволяющие обеспечить конкурентоспособность приоритетных отечественных технологий, подходов и стандартов на международном уровне;
ж) обеспечивать экспорт российских информационных и коммуникационных технологий;
з) регулировать импорт иностранных информационных и коммуникационных технологий с учетом международных обязательств Российской Федерации;
и) создать условия для технологического преимущества бизнесмоделей российских организаций в глобальной цифровой экономике.
comments powered by HyperComments